Что делать с ленью?

Определить причины поведения и попытаться их устранить. В школе классный руководитель знает Вашего ребенка лучше всех. Посоветуйтесь с ним. Он должен быть вашим союзником. Правда, не всегда так происходит.
Следующим шагом для выхода из этого положения должна быть Ваша помощь при выполнении домашнего задания. До четвертого класса помощь родителей обязательна в любом случае. Только она должна быть максимальной в первом классе, а к четвертому смениться просто поддержкой. В пятом классе ребенок может учиться самостоятельно. Повторюсь, что дети все разные и не бывает единых правил.
Организуйте жизнь и работу ребенка. После школы ребенок должен отдохнуть и отключиться от школьных переживаний. Покормите его вкусным обедом, не выясняйте с порога, есть ли у него неудачи. О своих успехах он сообщит сам, а неудачи снова вернут его к школьным переживаниям. Отправьте его погулять, твердо договорившись, что он вернется в означенное время. Свежий воздух очень важен для его энергетики.
Вместе подготовьте рабочее место. Ничто не должно отвлекать ребенка от поставленной задачи. У младших школьников произвольное внимание еще весьма слабо. Поэтому на первых порах постарайтесь убрать все раздражители, отвлекающие от задания и снижающие концентрацию внимания.
Наметьте план выполнения задания. Сложные для ребенка предметы должны чередоваться с теми, которые ему даются легче. После выполнения каждого задания делайте перерыв. Если задание большое, то перерыв должен быть после 30 минут работы. Если у ребенка снижена энергетика, перерывы сделайте более частыми. Во время перерыва ребенок должен переключить свое внимание, подвигаться, попрыгать, например, на мяче.
Не забудьте о планировании времени. Учите его планировать, выделять время, за которое он будет выполнять тот или иной предмет. Ничего, что вначале оно может не совпадать. Со временем планирование будет становиться все точнее и точнее. Только помните о том, что Вы должны ставить ограничения на что-то одно – либо время, либо объем выполняемой работы. Договоритесь, что за такой отрезок времени он сделает столько, сколько сможет. Не выполненную часть работы можно перенести на другой срок. А затем корректируйте план.
Еще хочу остановиться на процессе контроля выполнения заданий. Ни в коем случае Вы не должны стоять над ребенком. Дайте ему свободу в выполнении. Когда же он завершит – вместе проверьте. Мягко подведите его к допущенной ошибке и постарайтесь, чтоб он сам ее увидел. Похвалите его за самостоятельность. Отметьте, что допустить ошибку может каждый. А то, что он ее нашел, это самое важное и самое ценное.
Ни в коем случае не разрешайте ему переписывать задание. Переписка отнимет массу времени, ослабит его энергетику, но не приучит выполнять сразу начисто. Зато выработает отвращение к контролю выполнения домашних заданий вообще. Постепенно функции контроля передавайте самому школьнику, акцентируя на этом его внимание.
После выполнения уроков похвалите ребенка, поговорите о прошедшем дне, об успехах и неудачах. Напомните ему, что без ошибок не бывает достижений, что на ошибках мы учимся. И все, что не получается сейчас, обязательно получится в следующий раз. Расскажите ему о том, как он учился ходить. Что несколько десятков раз в день он поднимался и падал, поднимался и падал. А вот сейчас он уверенно стоит, ходит и даже бегает. Как знать, может быть еще и полетит… Внесите в объяснение искру юмора!
Эти условия помогут справиться с заданием без психологического напряжения, приучат его добиваться поставленной цели и при этом всегда чувствовать Вашу поддержку, понимание и любовь - ведь вы были вместе. Это поможет ему научиться успешнее справляться со своими задачами в дальнейшем, когда объем домашних заданий будет расти.
Учитесь оказывать тактичную помощь своему ребенку. Как сказал основатель метода системных семейных расстановок Берт Хеллингер: «Умение оказывать помощь – это искусство. Как и любое иное искусство, она (помощь) требует навыка, которому можно учиться и в котором необходимо совершенствоваться».